(род. 1966)

Бирюкова Марина Валерьевна

(род. 1966)

Место рождения
Ленинград
Образование
Ленинградский государственный университет, исторический факультет (1991)
Учителя
Годы работы в университете
с 2007
Этапы карьеры в университете
20082009ассистенткафедра музейного дела и охраны памятников Философский
2009наст. вр.старший преподавателькафедра музейного дела и охраны памятников Философский
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Во время обучения на вечернем отделении исторического факультета СПбГУ поступила на работу в Государственный Эрмитаж, сначала в качестве библиографа Центральной библиотеки, затем в должности младшего научного сотрудника Отдела внешних связей. Работала корреспондентом и арт-критиком в петербургских изданиях «Новый мир искусства», «Час Пик», «The St. Petersburg Times» и др. С 2006 г. работала в должности старшего преподавателя, а затем в должности доцента кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. В 2008 году закончила аспирантуру Российского института истории искусства, сектор истории и теории искусства и архитектуры. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.09, история и теория искусства.
Состоит членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Регулярно участвует в ежегодных выставках публикаций Союза художников от секции искусствоведения.
Область научных интересов, значение в науке
Философия музея, эстетика, феноменология культуры, история выставочной деятельности, история крупнейших европейских выставочных институций и проекты кураторов, музеи современного искусства, история аукционной практики, современное зарубежное и отечественное искусство, проблемы сохранения материального и цифрового культурного наследия. Автор диссертации и ряда работ, посвященных пока еще недостаточно разработанной в отечественной историографии теме крупнейших выставочных институций, в частности, Кассельской Документы, Венецианской Биеннале, Манифесты, а также истории кураторских проектов ХХ века в контексте философии культуры.
Диссертации
2008
Кандидатская
Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов. Харальд Зееман и Кассельская Документа5
По искусствоведению
Основные курсы
2014
2015
Философский
Современный выставочный процесс и кураторские проекты
2013
2015
Философский
История аукционной практики
2010
2014
Философский
Теория и методология современной выставочной деятельности
2009
2015
Философский
История декоративно-прикладного искусства
2010
2014
Философский
Крупнейшие музеи России
2009
2015
Философский
Негосударственные музеи и вопросы коллекционирования
2008
2010
Философский
Теория искусства
2007
2009
Философский
История зарубежного искусства
2007
2010
Философский
История русского искусства
2013
2014
Философский
История фальшивок, подделок и реплик
2014
2015
Философский
Музеи современного искусства
2014
2015
Философский
Научно-исследовательская деятельность
Основные труды
Выставка современного искусства как авторский проект. Монография. — Санкт-Петербург: СПГУТД, 2013. — 186 стр.
Диалектика смерти и бессмертия в выставочных проектах Йозефа Бойса // Вестник СПбГУ. Серия 17. 2015. № 2. С. 66-72.
Концепция "Индивидуальных мифологий" Харальда Зеемана: к проблеме анализа современных художественных мифов // Международный журнал исследований культуры, 2013. № 1(10). С. 109-113.
Модернистская метафора "музей как гроб" в контексте символики города-музея // Вопросы музеологии, 2012. № 2. С. 18-25.
Entartung и de-arting: общее и разное в критике модернизма и послевоенного искусства // Тетради ассоциации за венгерско-российское сотрудничество ассоциации им. Л.Н.Толстого. Будапешт, 2012. с. 195-202.
Критерии отбора объектов современного искусства для масштабного выставочного проекта. Кассельская Документа-5 // Философия и культурология в современной экспертной деятельности: коллективная монография.- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. 250-257 с.
Положения эстетики Г.В.Ф.Гегеля как базис для концепции кассельской Документы5 Харальда Зеемана // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2009. T. 2. С. 185-190.
"Куратор как художник" и "выставка как произведение искусства" в западной культуре второй половины ХХ в. Харальд Зееман и его выставочные проекты // Общество. Среда. Развитие. 2010. T. 3(16). С. 181-185.
Проблемы эстетической оценки произведений современного искусства в контексте гипотетического "музея обсессий" Харальда Зеемана: Параграф 2-1. // Проблемы оценки современного искусства в контексте музея: Коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2010. — 184 стр., с. 3-5, 99-155.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.