(1886 — 1951)

Федотов Георгий Петрович

(1886 — 1951)

Место рождения
Саратов
Место смерти
Бекон, штат Нью-Джерси, США
Место захоронения
Нью-Йорк, Православное кладбище
Образование
Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1913)
Годы работы в университете
1916 — 1925
Этапы карьеры в университете
19161920приват-доценткафедра Всеобщей историиИсторико-филологическийС 1919 г. - ФОН
19221925Научный сотрудник I разрядаФОНСверх штата
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Первым местом работы Ф. можно считать коммерческое училище М.А. Шидловской, куда он поступил преподавателем истории в 1913 после возвращения из заграничной командировки. Одновременно с преподаванием в годы своего оставления при кафедре всеобщей истории (1913–1916) он, как и многие историки того времени, принял участие в составлении «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (издавался с 1911 по 1916 г.), отдел средневековья в котором возглавлял его научный руководитель И.М. Гревс. Им, в частности, были написаны статьи «Григорий Турский», «Жития святых» (часть I: «Жития святых на Западе»), «Каролингское возрождение».
В конце 1916 г. одновременно с зачислением в приват-доценты университета Ф. был принят на службу в качестве вольнотрудящегося в Историческое отделение Публичной библиотеки (ПБ); с весны 1917 г. начал получать вознаграждение за службу, а в мае 1918 г. был зачислен в штат помощником заведующего читальным залом. В 1919 г. также успел поработать в Отделении искусств ПБ. Кроме того, осенью 1918 он был избран по конкурсу преподавателем Петроградского политехнического института (для преподавания в весеннем семестре 1919 г.).
Летом 1920 г., уволившись из ПБ (но по-прежнему числясь в университете), Ф. переезжает в Саратов, где исполняет должность профессора историко-филологического факультета (позднее факультета общественных наук) Саратовского университета с 1920 по 1922 г. По возвращении в Петроград в течение трех лет продолжает числиться в университете, работает переводчиком в частных издательствах; а в 1925 г. под предлогом научной командировки (в Германию) эмигрирует из России.
Первым местом работы Ф. в годы эмиграции стал Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (Institute de théologie orthodoxe Saint-Serge, основан в 1925 г.), в котором он читал курсы по истории Западной церкви, агиологии и латинскому языку в период с 1926 по 1940 г. Вскоре после оккупации Франции немцами Ф. переехал в США, где состоял сначала приглашенным исследователем в Богословской семинарии при Йельском университете (1941–1943; в это время живет в Нью-Хейвене), а затем (с 1944 до конца жизни) профессором Свято-Владимирской православной семинарии (Saint Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, основана в 1938 г., г. Крествуд, шт. Нью-Йорк).
Общественная деятельность
Интерес к общественной и общественно-политической деятельности пробудился у Ф. еще в годы обучения в 1-й Воронежской гимназии, в последних классах которой он увлекся марксизмом и сблизился с местными социал-демократическими кружками. Эти юношеские симпатии во многом повлияли и на его первоначальный выбор жизненного пути. Сознавая собственную склонность к гуманитарным наукам, он, вместе с тем, решил поступать в Санкт-Петербургский Технологический институт и в дальнейшем связать свою карьеру с промышленным производством — именно для того, чтобы быть ближе к представителям рабочего класса. Вернувшись в 1905 г. из СПб в Саратов (в связи с прекращением учебных занятий в вузах), он ведет себя уже как активный член местной социал-демократической организации, участвует в митингах, ведет пропагандистскую работу в кружках рабочих. Эта активность уже вскоре приводит его к первому аресту (08.1905), а затем и ко второму аресту (07.1906), после которого Ф. (к тому времени избранного в саратовский городской комитет РСДРП) приговаривают к ссылке в Архангельск, впоследствии замененной высылкой в Германию. Однако и там он не прекратил своей политической деятельности и принял активное участие в нелегальных собраниях социал-демократов в Берлине, в результате чего был выслан — на этот раз из Пруссии (переехал в Йену, где и увлёкся со временем медиевистикой). Политическая активность Ф. не прекратилась и с его возвращением в Россию и поступлением в Петербургский университет (1908). До 1910 г. он продолжает активно заниматься партийной работой и революционной агитацией, поддерживает контакт с саратовскими социал-демократами. Это становится причиной его бегства в Италию (от ареста) в 1910 г., а позднее — годичной ссылки в Риге (1912–1913).
Постепенный отход от марксизма в жизни Ф. начался в период его магистерской подготовки и особенно отчетливо проявился с его поступлением на службу в ПБ (1916), где произошло его знакомство с известным историком Церкви и богословом А.В. Карташевым и А.А. Мейером, основателем религиозно-философского кружка «Воскресение» (1917–1928). Вступление в этот кружок и участие в издании его официального печатного органа — журнала «Свободные голоса» — ознаменовало для него начало религиозных поисков (результатом которых в конечном счете стало его воцерковление), а в научном плане привело к постепенной переориентации его интересов от истории европейского средневековья к истории Руси и России. С публикации в журнале «Свободные голоса» эссе «Лицо России» (1918) началась публицистическая деятельность Ф. Участие в деятельности кружка «Воскресение» (с перерывом на время отъезда в Саратов) продолжилось вплоть до его эмиграции в 1925 г.
Оказавшись в эмиграции, Ф. в еще большей степени сблизился с различными религиозными и религиозно-философскими кружками и объединениями. В период жизни во Франции он знакомится с Н.А. Бердяевым, сближается с И.И. Фондаминским (Бунаковым) и Е.Ю. Скобцовой (матерью Марией), включается (с 1927 г.) в деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД, созд. в 1923 г.) и объединения «Православное дело». В 1930-е годы Ф. активно участвует в экуменическом движении по сближению православной и англиканской церквей; в 1931–1939 гг. совместно с И.И. Фондаминским и Ф.А. Степуном издает христианско-демократический журнал «Новый град», одновременно сотрудничает с редакциями журналов «Путь», «Версты», «Числа», «Вестник РСХД», «Живое предание», «Православная мысль», «Современные записки», бердяевского альманаха «Круг» и т.д. В годы пребывания в США он также продолжает свою общественную активность — публикуется в периодических изданиях «Новый журнал», «За свободу», читает публичные лекции при «Обществе друзей Богословского института в Париже». Однако ни к одной политической группировке, действовавшей в кругах русских эмигрантов, за все время жизни за границей он так и не примыкает.
Область научных интересов, значение в науке
Изначальной научной специализацией Ф. являлась церковная история средневековья, что во многом сближало его со старшими учениками И.М. Гревса, О.А. Добиаш-Рождественской и Л.П. Карсавиным. Однако в отличие от них он сосредоточил свое внимание на эпохе раннего средневековья. При этом особый интерес для него представляли проявления народной религиозности и субъективное восприятие рядовым населением тогдашней Европы религиозных догматов. А это закономерным образом подталкивало его к исследованию феномена раннесредневекового двоеверия, процессов слияния традиционных языческих культов и повсеместно распространявшегося христианства. Именно этим аспектам духовной жизни средневековья должна была быть посвящена его магистерская диссертация «Святые епископы меровингской эпохи», на основании отдельных частей которой были написаны главные работы Ф. по медиевальной проблематике. Кроме того, в поле его зрения попали такие аспекты средневековой истории, как повседневная жизнь Классического средневековья, Каролингское возрождение, Возрождение XII века (до него в отечественной медиевистической историографии практически не затрагивавшееся) и т.д.
Однако, оказавшись в эмиграции, несмотря на явно возросшие возможности для освоения средневекового источникового материала, Ф. порывает с прежними научными интересами и с головой уходит в изучение истории русской культуры и русской церкви. К числу наиболее известных научных и научно-популярных работ, написанных им в рамках этой новой проблематики, принято относить, прежде всего, книги «Святой Филипп, митрополит Московский» (1928) и «Святые Древней Руси» (1931), в которых автор раскрывает тему «трагедии русской святости» и последовательно выстраивает научную типологию русских святых. Особое место в творчестве Ф. также по-прежнему занимала тема народной религиозности — исследуемая на этот раз не на средневековом, а на русском материале. Ее изучению посвящена монография «Стихи духовные» (1935), написанная на основе анализа русских народных песен на религиозные сюжеты. Наконец, главным трудом Ф. (и наиболее известным его произведением на Западе) можно назвать масштабное сочинение «Русское религиозное сознание» («Russian Religious Mind» (1946), иначе — «Русская религиозность»), написанное на английском и в значительной степени резюмировавшее для зарубежного читателя результаты предшествующих научных изысканий автора. Яркой особенностью этой книги стал развиваемый Ф. антропологический подход к изучению прошлого, его стремление описать «субъективную сторону религии», отчетливо выделявшее данное научное исследование на фоне всей известной на тот момент историографии русской духовной культуры.
Помимо исторических сочинений Ф. также оставил значительное публицистическое наследие, включающее в себя около трехсот различных статей и эссе, посвященных актуальным вопросам политики, религии и культуры.
Диссертации
Магистерская
«Святые епископы меровингской эпохи»
Работа не завершена и на защиту не выносилась; сведения о ее подготовке можно почерпнуть из отчетов самого Ф. 1914–1915 гг.
Основные курсы
1920
1920
ФОН
Практические занятия: Церковная история Беды
1920
1920
ФОН
История Англии в саксонскую эпоху
1918
1919
Историко-филологический
Иро-саксонская миссия в раннее средневековье
Ученики
  • Элизабет (Елизавета Дмитриевна) Бер-Сижель (Elisabeth Behr-Sigel)
Основные труды


Письма бл. Августина. (Classis prima) // К 25-летию учено-педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса. 1884–1909. Сборник статей его учеников. СПб., 1911. С. 107–138.

Григорий Турский // Новый энциклопедический словарь. СПб., 1913. Т. 15. Стлб. 18–19.

Жития святых. I. Жития святых на Западе // Новый энциклопедический словарь. СПб., 1914. Т. 17. Стлб. 923–926.

Каролингское возрождение // Новый энциклопедический словарь. СПб., 1914. Т. 21. Стлб. 93–96.

Боги подземные. (О культе гробниц в меровингской Галлии) // Россия и Запад. Исторические сборники под ред. А.И. Заозерского. Пб., 1923. Т. 1. С. 11–39.

К истории средневековых культов. (Статья о книге О.А. Добиаш-Рождественской «Культ архангела Михаила в латинском средневековье») // Анналы. 1923. №2.С. 273–278.

Чудо освобождения // Из далекого и близкого прошлого: сборник этюдов из всеобщей истории в честь пятидесятилетия научной жизни Н.И. Кареева. Пг.-М., 1923. С. 72–89.

Абеляр. Пб., 1924. 158 [2] с.

Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского // Средневековый быт. Сборник статей, посвящаемый Ивану Михайловичу Гревсу в сорокалетие его научно-педагогической деятельности / Под ред. О.А. Добиаш-Рождественской, А.И. Хоментовской и Г.П. Федотова. Л., 1925. С. 7–29.

Святой Филипп, митрополит Московский. Париж, 1928. 224 [3] с.

Святые Древней Руси. (X–XVII ст.). Париж, 1931. 261 с.

Россия Ключевского // Современные записки. 1932. Т. L. С. 340–362.

И есть, и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932. 216 с.

Социальное значение христианства. Париж, 1933. 33 с.

Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. Париж, 1935. 151 с.

Эсхатология и культура // Новый град. 1938. №13. С. 45–56.

Россия и свобода // Новый журнал. 1945. №10. С. 109–213.

Новый град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952. 380 с.

Лицо России. Статьи 1918–1930 гг. Париж, 1967. 329 с. (2-е изд. Париж, 1988).

Полное собрание статей: В 6 тт. 2-е изд. Париж, 1988.

Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт. / Сост., вступ. ст. и прим. В.Ф. Бойкова. СПб., 1991.

The Russian Religious Mind: Kievan Christianity/ The tenth to the thirteenth Century. Cambridge, 1946. XVI, 438 p.
A Treasury of Russian Spirituality. New York, 1948. XVI, 501 p.


Основная биобиблиография


Библиография: Библиография трудов Г.П. Федотова (1886–1951) / Сост. Е.Н. Федотовой. Париж, 1951; Библиография трудов Г.П. Федотова // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт. / Сост., вступ. ст. и прим. В.Ф. Бойкова. СПб., 1991. Т. 2. С. 338–348.
Литература: Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов (1886–1951) // Федотов Г.П. Лицо России: Статьи 1918–1930. 2-е изд. Paris, 1988. С. I–XXXIV; Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2. С. 100–102; Зайцева Н.В. Логика любви: Россия в историософской концепции Георгия Федотова. Самара, 2001; Киселев А.Ф. Страна грез Георгия Федотова (размышления о России и революции). М., 2004; Галямичева А.А.: 1) Георгий Петрович Федотов: жизнь и творческая деятельность в эмиграции. Саратов, 2009; 2) Издательская деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2008. Т. 8. №2. С. 61–63; 3) Свобода слова в русской эмиграции: Конфликт профессора Г.П. Федотова с правлением Православного богословского института в Париже // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. №5 (24). С. 131–133; Антощенко А.В.: 1) Концепция древнерусской святости Г.П. Федотова // Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории. Петрозаводск, 2003. С. 273–348; 2) О религиозных основаниях историософии Г.П. Федотова // Макарьевские чтения. Горно-Алтайск, 2004. С. 216–226; 3) Трагедия любви (Путь Г.П. Федотова к Истории) // Мир историка. Вып. 4. Омск, 2004. С. 50–75; 4) Студенческие годы Г.П. Федотова // Всеобщая история и история культуры. СПб., 2008. С. 157–168; 5) Долгие сборы в Саратов // Историографический сборник. Вып. 23. Саратов, 2008. С. 72–82; 6) «Когда любишь, тогда понимаешь все» (предисловие к публикации) // Диалог со временем. Вып. 37. М., 2011. С. 297–308; 7) Значение материалов российских архивов и библиотек для изучения биографии Г.П. Федотова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. Т. 2. №7. С. 7–12; 8) Годы магистерской подготовки Г.П. Федотова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. 2014. №138(1). С. 7–11; 9) Г.П. Федотов: годы магистерской подготовки // Средние века. 2014. Вып. 75(1–2). С. 310–335; 10) Георгий Петрович Федотов: последние годы в Советской России // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов: Сборник статей. Чебоксары, 2014. С. 22–26; 11) Конфликт между Г.П. Федотовым и правлением Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1939) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 210–214; 12) Г.П. Федотов в поисках академической карьеры в США // Мир историка. Вып. 9. Омск, 2014. С. 201–223; Гумерова Ж.А.: 1) Идеал святости на Руси у Г.П. Федотова // Вестник Томского государственного университета. 2005. №289. С. 32–38; 2) Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова. Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Томск, 2008; 3) Культурно-исторические взгляды Г.П. Федотова // вестник Томского государственного университета. 2013. №368. С. 72–75; Вольфцун Л.Б. Медиевисты Публичной библиотеки (1920–1940-е гг.): Историко-биографические исследования. Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. СПб., 2003; Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала XX века. Попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010. С. 155–163; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 647–650.


Архив, личные фонды


ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 1. Д. 10765 (Федотов Г.П. Об оставлении его при Университете по кафедре всеобщей истории)

ЦГИА СПб, Ф. 14. Оп. 3. Д. 47244 (Федотов Георгий Петрович)

ЦГИА СПб, Ф. 492. Оп. 2. Д. 8044 (О принятии в студенты 1 курса института Георгия Федотова)

Архив РНБ, Ф. 1. Оп. 1. 1911, №197; 1916, №113; 1918, №129

Архив РНБ, Ф. 2. Оп. 1. 1917, №1, 132; 1919, №17

Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University. BAR Ms Coll/Fedotov (Georgii Petrovich Fedotov Papers, ca. 1907–1957).
 


Составители и редакторы
И.П.Потехина

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.