Биографический словарь философов Петербургского университета


Поиск: Сбросить фильтры
Фамилия
Факультет преподавания
Подразделение
Годы жизни с по
Образование (ВУЗ)
Образование (год окончания)
Годы работы в университете (период) с по
Наименование курса
Год чтения курса
Ученик
Учитель

В центре внимания В. находились вопросы минералогии, почвоведения, радиогеологии, кристаллографии, геохимии, истории науки. Один из первых отечественных ученых начал исследования радиоактивных месторождений и проблем радиации. В 1915 г. добивается создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), существовавшую до 1930 г. В. - один из создателей плана ГОЭЛРО. В. принадлежит главная заслуга в организации Украинской АН в 1918 г. Именно он становится ее первым президентом. В первой половине 1920-х гг. В. много работал за границей, в частности, в Институте Кюри, Музее естественной истории и Сорбонне, где исследовал паризий. Именно во Франции он опубликовал свой фундаментальный труд "Геохимия" (1924 г.). В...


В. является крупным специалистом в области психологии, античной философии. Его магистерская диссертация «Современные направления в науке и душе» стала одним из первых крупных трудов по психологии в российской науке. Ее изучение В. продолжил в двухтомном исследовании «Психология», в котором он рассмотрел понятие человеческой воли и человеческих чувств, их виды, характер, контрастность, продолжительность, способы выражения и др. Являясь сторонником теории волюнтаризма, В. полагал, что склад ума человека зависит от его способностей к воображению, а особенности душевного состояния от его воли. Результаты своих научных разысканий В. активно применял в ходе лекционных курсов. Другая сторона научной деятельности В. – это исследование антич...


В центре внимания В. находились вопросы истории немецкой классической философии, неокантианства и его развития в дореволюционной России. ...


Научные интересы В. обширны и охватывают широкий круг вопросов философии и истории общественной мысли – история схоластики, философия религии, идеализм, история педагогики, изучение философского наследия Ницше....


История мировой художественной культуры, философия искусства, немецкая классическая философия, философия религии, теология....


История ВКП(б), ленинизм. Несмотря на отсутствие фундаментальных научных трудов, В. принадлежит весомый вклад в развитие библиотечного дела....


Аксиология, философия культуры, эстетика. В. ввел понятие « аксиология культуры» для обозначения новой философско – культурологической дисциплины. В ее основе разработанная им с начала 1907-х гг. межсубъектная концепция ценности, для которой распространенная субъектно - объектная модель - лишь частный случай (субъект – объект – субъект), относящийся к оценке материальных носителей ценностей. С этой точки зрения духовный потенциал бесконечной вселенской жизни проявляется в человеческом бытии в виде ценностей как внутренней основы и ядра культуры. В этом смысле ценность есть истина духа и содержательная основа мировоззрения и культуры в целом, а не просто оценочно- познавательного отношения субъекта к объекту. В ее рамках им разработана...


В годы работы в университете большинство работ Г. посвящены метафизике, изучению истории философии. В ранние годы писал научные статьи о символизме, подвергая критике его философски-идеалистическую ориентацию. В годы эмиграции занимался преимущественно точными науками. Г. принадлежит изобретение в области многократного беспроволочного телеграфирования....


По мнению исследователей научного наследия Г., он являлся ключевой фигурой в развитии русской философии. Г. поднял уровень преподавания философии на новый уровень. Отличаясь свободомыслием, он оказал серьезное влияние на А.С. Пушкина и будущих декабристов. Г. являлся автором первой отечественной книги по истории философии. Считается последователем Ф. Шеллинга, представителем школы просветительского диалектического идеализма. ...


Специалист в области педагогики. Внес важнейший вклад в устройство советской школы, разрабатывал методологические проблемы педагогики. Ряд работ посвящен истории отечественной педагогики и дидактики. Впервые в отечественной педагогике рассмотрел проблемы сознательности в обучении, самостоятельности учащихся....