Биографический словарь философов Петербургского университета


Поиск: Сбросить фильтры
Фамилия
Факультет преподавания
Подразделение
Годы жизни с по
Образование (ВУЗ)
Образование (год окончания)
Годы работы в университете (период) с по
Наименование курса
Год чтения курса
Ученик
Учитель

Один из ведущих представителей русской идеалистической философии конца XIX – начала XX в. В. являлся представителем неокантианства и критицизма. Занимался разработкой логики и психологии. Автор нового психофизического закона, согласно которому "всякая душевная жизнь подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления". После 1917 года В. активно участвовал в философских спорах, выступая против материализма и марксизма....


В центре внимания В. находились вопросы минералогии, почвоведения, радиогеологии, кристаллографии, геохимии, истории науки. Один из первых отечественных ученых начал исследования радиоактивных месторождений и проблем радиации. В 1915 г. добивается создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), существовавшую до 1930 г. В. - один из создателей плана ГОЭЛРО. В. принадлежит главная заслуга в организации Украинской АН в 1918 г. Именно он становится ее первым президентом. В первой половине 1920-х гг. В. много работал за границей, в частности, в Институте Кюри, Музее естественной истории и Сорбонне, где исследовал паризий. Именно во Франции он опубликовал свой фундаментальный труд "Геохимия" (1924 г.). В...


В. является крупным специалистом в области психологии, античной философии. Его магистерская диссертация «Современные направления в науке и душе» стала одним из первых крупных трудов по психологии в российской науке. Ее изучение В. продолжил в двухтомном исследовании «Психология», в котором он рассмотрел понятие человеческой воли и человеческих чувств, их виды, характер, контрастность, продолжительность, способы выражения и др. Являясь сторонником теории волюнтаризма, В. полагал, что склад ума человека зависит от его способностей к воображению, а особенности душевного состояния от его воли. Результаты своих научных разысканий В. активно применял в ходе лекционных курсов. Другая сторона научной деятельности В. – это исследование антич...


Научные интересы В. обширны и охватывают широкий круг вопросов философии и истории общественной мысли – история схоластики, философия религии, идеализм, история педагогики, изучение философского наследия Ницше....


В годы работы в университете большинство работ Г. посвящены метафизике, изучению истории философии. В ранние годы писал научные статьи о символизме, подвергая критике его философски-идеалистическую ориентацию. В годы эмиграции занимался преимущественно точными науками. Г. принадлежит изобретение в области многократного беспроволочного телеграфирования....


По мнению исследователей научного наследия Г., он являлся ключевой фигурой в развитии русской философии. Г. поднял уровень преподавания философии на новый уровень. Отличаясь свободомыслием, он оказал серьезное влияние на А.С. Пушкина и будущих декабристов. Г. являлся автором первой отечественной книги по истории философии. Считается последователем Ф. Шеллинга, представителем школы просветительского диалектического идеализма. ...


Философ, педагог, историк педагогики, литературовед, публицист. Педагогические идеи Г. получили всемирную известность, использовались для оргснизации образовательного процесса в ряде стран. В центре его внимания были вопросы этики и философии воспитания, развивая идеи социальной педагогики. Являлся одним из создателей сравнительной педагогики. Исследовал историю развития отечественной педагогики в XX в. Критиковал идею огосударствления образования и введение принципа партийности. ...


методология марксизма-ленинизма, диалектический материализм, струвизм....


Специалист в области истории русской социологии, истории русской политической философии, теории коммуникации, социологии, политологии....


Специалист в области этики и философии культуры. Основная идея, выдвигаемая и обосновываемая в научных работах Г., заключается в том, что этическое (нравственность, мораль) - фундаментальное основание культуры, резервуар ее энергетики. Именно таким образом и бытийствует в культуре закон ее сохранения по аналогии с физическим законом сохранения энергии. Этическое можно сравнить с потенциалом культуры - с тем, что самостоятельно стремится "выровниться" по всему ее пространству. Этическое составляет то, что можно назвать предварительным условием, конституирующим человека, культуру, и отсутствие которого приводит к состоянию хаоса и неопределенности....