Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс


Поиск: Сбросить фильтры
Фамилия
Организация
Подразделение
Годы жизни с по
Образование (ВУЗ)
Образование (год окончания)
Годы научной деятельности (период) с по
Ученик
Учитель

А. – известный историк, филолог, литературовед. На протяжении своего научного пути А. обращался прежде всего к изучению сюжетов, связанных с историей и культурой Древней Руси, к сравнению славянской и западной культур. При изучении язычества славян А. широко использовал этнографические материалы, материалы фольклорного творчества, отстаивал принцип единства дохристианских верований всех ветвей славян. Также авторству А. принадлежит целый ряд критических заметок о творчестве современных ему авторов – Горького, Бальмонта, Брюсова, Андреева, Сологуба и др....


А. занимался преимущественно составлением вольных переводов с немецкого и английского языков различных исторических трудов. Также А. занимался публикацией писем А.В. Суворова (публикаций была осуществлена еще при жизни военачальника) и составлением «Новейшего повествовательного землеописания всех четырех частей света…», в котором содержались статьи по истории, географии и этнографии России....


Историк литературы, работы посвящены Казимиру Бродзинскому, Леониду Андрееву, Михаилу Лермонтову и др. автор ряда статей для Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона по истории и культуре Украины. Переводил на украинский язык произведения отечественных и зарубежных писателей (Г. де Мопассана, Л. Толстого и др.)....


Статистик, историк, географ, педагог. Был автором первых современных курсов по российской статистике и географии, которые переиздавались около 30 раз до конца 1840-х гг. Один из основоположников российской системы статистики. В частности, на основе статистических данных А. предложил несколько сеток экономического районирования России, отражавших уровень развития сельского хозяйства и промыслов в различных регионах, в том числе в зависимости от степени применения вольнонаемного труда. А. считал статистику политической наукой и занимался ее организацией. Опубликовал государственные документы, касающиеся политической истории России XVIII в. ...


А. – филолог, крупный специалист по истории русской литературы и русской словесности. В своих трудах он обращался к изучению творчества А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, С.Т.Аксакова. Особое место в научном наследии А. занимает литература Древней и Средневековой Руси. Он опубликовал целый ряд многотомных трудов посвященных культуре и образованию Московской Руси, влиянию сочинений отцов христианской церкви на древнерусскую письменность и др. Для А. в своих исследованиях было принципиальным определить влияние западной и византийской литературы на литературу Древнерусского государства и других славянских народов и стран. Одну из своих работ («Первые труды по изучению начальной русской летописи») А. посвятил историографическому обзору основных...


Свою исследовательскую деятельность А. сконцентрировал на изучении сюжетов античной истории, так свою диссертацию А. посвятил т.н. правлению четырехсот – олигархическому перевороты, произошедшему в Афинах в 411 г. до н.э. А – наиболее известен своими трудами, посвященными исследованию текста Нового завета. Одной из главных задач, которую А. ставил в своих трудах – проследить историю и определить традицию перевода Священного писания на русский язык. Также А. издал целый ряд нравоучительный христианских книг и статей....


Б. - специалист по истории и современности земельного законодательства России и западноевропейских стран. Б. одним из первых обратил внимание на экологические проблемы связанные с развитием землевладельческой собственности – вырубка леса, пересыхание рек и т.д. Обращал Б. свое внимание и на положение сословного крестьянского суда, считая его существование проявлением отсталости государства. Преодоление обозначенных проблем Б. видел в коренном изменении государственной политики. ...


История древностей, в том числе славянских, история христианской литературы, востоковедение, источниковедение, в том числе российское. Главными предметами научных занятий Б. в России были восточные языки, особенно китайский, древнейшая русская история, история античности. За время пребывания в Петербурге Б. подготовил около более 30 работ, напечатанных, в основном, в «Commentariae Academiae scientiarum Petropolitanae», или отдельными изданиями. Большой вклад внес Б. в развитие китаеведения, наиболее значимой работой в этой области стала «Хинейская грамматика» или «Museum Sinicum» (1730). Ее первый том, изданный в Петербурге содержал очерк развития европейского китаеведения, основы грамматики разговорного и литературного китайского я...


Как ученый и педагог Б. способствовал распространению политических и экономических знаний в России. Уже в первые годы службы в Педагогическом институте он подготовил нескольких прямых учеников (среди которых были А. П. Куницын, А. И. Галич, К.И. Арсеньев), просвещал широкую аудиторию, получив разрешение читать приватные лекции. Только за время его преподавания в Педагогическом институте его слушали не менее 300 человек 4-х выпусков, не считая посетителей публичных лекций. По своим взглядам он был близок к последователям Адама Смита, выступал сторонником невмешательства государства в развитие экономики, ликвидации крепостного права и использования свободного труда в сельском хозяйстве и промышленности. В своих лекциях Б. развивал идеи ...


Б. – один из крупнейших специалистов по истории и филологии Бурятии и Монголии. В своих трудах он обращался к проблемам этногенеза бурят-монгольского народа, его культуре, к истории распространения буддизма. До сих пор остаются востребованными материалы его экспедиций по Дальнему востоку, в которых Б. собрал значительный материал по культуре, народному эпосу, этнографическим традициям региона. Также результатом его экспедиций стала публикация труда о типах архитектуры буддийских храмов, организации духовенство и др. Б. одним из первых разработал методику изучения буддизма. Так в отличие от представителей западной буддологии, Б. сочетал в своих исследованиях анализ письменных источников и полевые исследования буддистский традиций. О...